ryaba

Создание религии (на примере «Курочки Рябы»)

Все совпадения с существующими религиями являются случайными и непреднамеренными. Настолько случайными, как идея всемирного потопа во множестве существующих религий.

Давайте сделаем религию. Пастафарианство не катит, потому что у него нет четких исторических корней. В качестве основы нужно что-то, уходящее в глубь веков. Например, сказка о Курочке Рябе.

Сперва нам нужно классифицировать свою религию. Рассмотрим для сравнения политеизм и монотеизм (анимизм не берем, это как-то олдскульно).

Классификация

Сейчас вы узнаете страшную тайну мироздания. Политеизм лучше монотеизма. Но монотеизм, как идея, гораздо лучше распространяется.

Если исходить просто из терминов, то политеизм — это когда богов несколько, монотеизм — это когда он один. Но глубинные отличия гораздо интереснее:

  1. Политеизм нормально относится к богам других народов. Просто потому, что богов так много, что один человек может всех не знать. И это нормально. Также, другой народ может почитать тех же богов под другими именами. И это тоже нормально. Концепт политеизма не предполагает войн на почве религии.
  2. В отличие от политеизма, у монотеистов бог один. Соответственно, все остальные боги ложные и неправильные, тук-тук-тук, здравствуйте, это крестовый поход детей.

В такой постановке не совсем понятно, почему мы живем в мире агрессивных монотеистических религий, а не мирного политеизма. Все дело во втором главном отличии:

  1. В политеистических религиях боги не всемогущи. У греков есть судьба, которой не могут противиться даже боги. Скандинавские боги не могут предотвратить Рагнарек. Из этого следует, что люди могут обращаться к богам за помощью, но результат не гарантирован — даже боги не смогут полностью переписать твою судьбу. А судьба или Рагнарек — высшие сущности, которые не общаются ни с кем, которые не слышат ничьих просьб.
  2. У монотеистов бог всемогущ. Бог является той сущностью, функцию которой у политеистов исполняет судьба. И — вот новаторская идея — вы можете обратиться с молитвой сразу на самый верх. Нет никакой судьбы, есть только воля божья. Вы можете достичь чего угодно, если бог будет на вашей стороне. Ну вы поняли: у политеистов не было шансов.

Как будет понятно в дальнейшем, рябизм явно будет относиться к политеистическим религиям. Переходим ко второму шагу: проанализировать священную книгу.

Священная книга

1. Жили-были дед да баба. И была у них Курочка Ряба.

Сходу нам дается сильное начало. Заметьте, “Курочка” пишется с большой буквы. Это не случайность — объяснение этому можно найти в следующей части повествования.

2. Снесла Курочка яичко, да не простое — золотое.

Заметьте, нигде в сказке не упоминается, что Петух Ряба вообще существовал. Скорее всего Курочка снесла яичко лишь собственными силами. Что приводит нас к замечательным чертам нашей религии: а) невинность Курочки; б) непорочное зачатие.

Если нам нужно сделать хороший базис для нашей религии, то мы можем развить это до первозданных истинных масштабов. Курочка Ряба пишется с большой буквы, потому что она — первая курочка в мире, а ее яйцо — также первое в мире. Обычных яиц еще даже не было. Такой подход хорош сразу по набору плюсов:

  1. Сразу решает философский вопрос: курица была раньше.
  2. Придает символическое значение золотому яйцу — оно едино, оно уникально, оно первично для всех остальных яиц.
  3. Можно развить идею и на деда с бабой — и сделать их Дедом и Бабой.

3. Дед бил — не разбил.

Здесь начинается интрига. Представьте, вам в руки попадает золотое яйцо. Оно имеет ценность, исходя не только из-за своего состава, но и ценность формы: целое яйцо можно продать дороже, чем такого же веса слиток золота. Но Дед все равно пытается его разбить. Это символизирует то, что человек далек от мудрости и может не знать, чего он хочет.

4. Баба била — не разбила.

Здесь выводится очень важный постулат нашей религии. Несмотря на то, что у Деда не хватило физической силы, Баба все равно пробует также разбить яйцо, и Дед ей никак не препятствует. Оба признают существование друг друга и равную вероятность разбития яйца любым из них. Итого, равенство полов несомненно входит в заповеди рябизма.

5. А Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

Появляется важный персонаж — Мышка, олицетворение первобытного вселенского хаоса. Мышка символизирует как раз ту самую политеистическую высшую сущность. Она не слушает молитв, не заинтересована в успехах человечества, не обращает внимания на проблемы Деда с Бабой — она просто есть. И сила ее огромна, как видно на практическом примере разбития яйца. После акта разбития Мышка не испытывает ни жалости, ни мрачного торжества — она лишь продолжает свой путь.

6. Плачет Дед, плачет Баба.

Дед с Бабой оказываются бессильны перед хаосом Вселенной. Они осознают, что все их усилия по приданию жизни смысла могут быть разрушены Мышкой. Дед и Баба осознают свою смертность и понимают, что нет смысла чего-либо добиваться в жизни: их усилия сведет на нет Мышка-хаосит, и так же легко, как смахнуть золотое яйцо со стола, Мышка может смахнуть со стола бытия жизни Деда и Бабы.

 7. И говорит им Курочка Ряба:

В этот момент Курочка Ряба достигает просветления. Многие забывают о ее личной трагедии: ведь она потеряла яйцо. Но с точки зрения Курочки, она бы потеряла его в любом случае: не от хвоста Мышки, так от вкусовых предпочтений Деда и Бабы. Дед и Баба теряют яйцо, но оставляют у себя надежду на появлениие новых яиц. Курочка же теряет все и осознает, что она — лишь инкубатор для производства яиц. И Курочка принимает на себя грех чревоугодия Деда и Бабы, принимает свою участь.

8. Не плачь, Дед, не плачь, Баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое!

Курочка не реплицирует золотое яйцо: она хочет, чтобы первое яйцо оставалось недосягаемым символом для следующих поколений людей и куриц. Она согласна ежедневно нести обычные яйца — лишь бы люди были счастливы и защищены от мышиного хаоса.

Перейдем к заповедям.

Заповеди

Из священной книги легко выводятся священные заповеди рябизма:

  1. Равенство полов, недопущение дискриминации — все равны перед Мышкой.
  2. Почитание куриц, которые страдают за грехи наши.
  3. Уважение к прочим религиям (следует из политеизма. Вполне возможно, что Дед — это аналог Зевса, а Баба — другое имя для Геры).
  4. Принятие того, что жизнь — это страдание (буддизм, отстань, я это первый придумал).
  5. Уважение к окружающей среде (ведь именно животное дает надежду Деду и Бабе на дальнейшую счастливую жизнь).

Пантеон

Пантеон относительно небольшой, но самодостаточный:

1. Дед — верховный бог людей. Помогает в традиционно мужских занятиях, а также в вязании, кулинарии и синхронном плавании.

2. Баба — верховная богиня людей. Помогает в традиционно женских занятиях, а также в охоте, рыбалке и сильном рукопожатии.

Заметьте — в священной книге нет никакой явной разницы между Дедом и Бабой — оба пытаются разбить яйцо, оба плачут. Нетрадиционное разделение позволит любому человеку обращаться за помощью к любому из верховных богов. Если Дед не принял вашу жертву — можно попробовать обратиться к Бабе с тем же запросом.

3. Курочка Ряба — верховная богиня куриц. Служит посредником для взаимодействия людей и природы.

Не хватает чего-то потустороннего, эзотерического… Ах да, точно!

4. Петух Ряба — покровитель темных некромантских ритуалов. К нему можно обращаться за помощью в каких-то темных делишках.

5. Мышка — она же Хаос. Не молитесь Мышке, это бессмысленно.

Оставайтесь с нами пять тысяч лет до рождения Фаберже и его объяснения сути яйца.