kalvin

Свобода

Этот пост не про политику. Я вне политики. Никогда в политику не вступал. Нет ни одной фотографии меня вместе с политикой. Я также вне политики, как я вне застилания кровати по утрам.

Перенесемся в средние века. Как же похорошели средние века при феодализме! Все занимаются своим делом, крестьянин не может стать царем, а царь — крестьянином. Никаких душевных терзаний: у тебя есть своя жизнь, ты ее никак не изменишь, а значит просто будь хорошим человеком, и тогда попадешь в рай.

Но пришло страшное — научно-технический прогресс. Стали появляться фабрики, а с ними — и конкуренция. Если раньше городской житель мог клепать свои башмаки с постоянной прибылью и жить припеваючи, то теперь это не сработает — прибыль нужно постоянно увеличивать, нанимать больше людей, покупать каблуконабивательную машину, выходить на IPO… И как-то бог не очень-то и помогает выходить на IPO. 

У человека появляется больше свободы, он уже может стать богаче при сочетании везения и умения, он становится уникальной личностью  — но вместе с этим приходят сомнения, тревожность и отсутствие уверенности в завтрашнем дне, человек чувствует одиночество из-за того, что больше не связывает себя с большой серой массой.

И вот тут на сцене появляется Лютер. Он прибивает к двери своей церкви тезисы реформации — но школьные учебники истории обычно в восторге лишь от того факта, что Лютер умел пользоваться молотком, а суть его тезисов разъясняют недостаточно. Давайте же мы объясним их вам и всем тем людям, которых Лютер разбудил в 5 утра стуком молотка:

Здравствуйте, товарищи, у меня для вас новости: вы грешны.

Уже не получится прожить свою жизнь просто так, нейтрально. Ведь из-за того, что пару тысяч лет назад какая-то женщина нарушила неприкосновенность частной собственности, все люди теперь рождаются жуткими грешниками. Именно поэтому, кстати, сразу после рождения их подвергают краткому телесному наказанию.

Выход один: хватит думать о прибыли, где купить новые подставки для газет в приемную и как надстроить еще один этаж к своему дому. Гражданин, сфокусируйтесь на вере, а не то попадете же в ад. Сделка проста: откажитесь от части своих свобод, а взамен получите душевное спокойствие. Верьте в Бога, совершайте хорошие поступки — и будет вам хорошо.

Но некоторым людям даже этого было недостаточно. Тогда пришел кальвинизм и решил вообще все проблемы. Да, прям вообще все. Если у вас сейчас какие-то проблемы — подумайте о том, чтобы принять кальвинизм.

Идея проста: Бог уже при вашем рождении знает, попадете вы в рай или в ад. И ваши поступки при жизни никак этого не изменят. Может звучать немного депрессивно, но подумайте, что вы получаете взамен:

  1. Отсутствие тревожности — все решает Бог, вы простой наблюдатель своей жизни
  2. Отсутствие одиночества — вы принадлежите к большой группе людей, которая думает также, как и вы
  3. Значок “Почетный кальвинист”

Подытожим: Лютеранство — “откажись от части свобод и снизь градус своих душевных мук”, кальвинизм — “откажись от всех свобод и избавься от душевных мук”

Если тебе страшно и одиноко жить — ты можешь полностью посвятить себя вере в Бога.

А теперь финт — убираем Бога (спасибо за аплодисменты, Ницше). И подставляем на место бога конкретного человека. Или политическую партию. Поздравляем — вы изобрели тоталитаризм. Если вам сложно жить — делегируйте свою свободу кому-нибудь другому. Но этот тоталитарный лидер не Бог, значит у вас могут возникнуть в нем сомнения. Не беда — просто обожествите вашего лидера, сделайте его недостижимым идеалом человека. Пропаганда успешна, не потому, что она продвигает безумную ложь — а потому, что человек может принять эту безумную ложь и избавиться от сомнений. Заверните побольше вот этого всего.

А сейчас время для вопроса: почему тоталитаризм — это плохо? 

Не, ну это понятно. 

Почему тоталитаризм это плохо с психологической точки зрения? Вот я — человек (пруф?). Допустим, я нашел себе лидера, которым всецело восхищаюсь. Мой лидер всячески меня в этом поддерживает. Ну, не прямо меня — но он поддерживает тех людей, которые им восхищаются. Я отдаю лидеру свою свободу и свою индивидуальность — он прибавляет их к своей силе. Я спокойно делаю то, что угодно моему лидеру, избавляюсь от всех душевных терзаний и словосочетание “экзистенциальный кризис” для меня не имеет смысла.

Идеальная картина, не правда ли? Но почему-то авторитарные и тоталитарные режимы склонны рано или поздно скатываться к этой вашей беспокойной демократии.

А во всем виноват Фрейд. Сам Фрейд сейчас в шоке, но я поясню. Несмотря на то, что Фрейд предложил много мути, которую позже научное сообщество признало несостоятельной, важное открытие он все же сделал — подсознание. А именно, идея о том, что человек не осознает все, что происходит в его голове. И когда человеку кажется, что он передает свою индивидуальность власти — на самом деле человек просто подавляет ее и засовывает себе в глубины подсознания. Индивидуальность остается внутри и медленно подтачивает человека. И не всегда, но индивидуальность все же может вырваться наружу. Если осознавших индивидуальность большинство — добро пожаловать в смену режима.

О чем это все? Люди, поддерживающие авторитарные и даже тоталитарные режимы — не плохие люди. Их поведение абсолютно логично и основывается на стандартных психологических механизмах. Они хотят жить просто. 

Я вот тоже хочу просто писать про колобка, но пока что получается сложно. 

Будем надеяться, что станет еще сложнее.